Франс Снейдерс родился в 1579 году в семье хозяина одной из антверпенских таверн. С ранних лет он испытывал заметную тягу к живописи. И, когда ему исполнилось 13, поступил на обучение к известному художнику Питеру Брейгелю Младшему. В возрасте 22 лет Снейдерса пригласили в “союз антверпенских художников”, гильдию Св. Луки. Франс Снейдерс был очень дружен с другим выдающимся живописцем – Яном Брейгелем Цветочным, который, по некоторым данным, и заметил талант товарища и немало поспособствовал его дальнейшему развитию. Несмотря на то, что оба друга творили преимущественно в жанре натюрморта, размашистая, динамичная живопись Снейдерса выступала ярким контрастом рядом с тонкой и изящной, пропитанной сладостным ароматом гармонии и красоты живописью Брейгеля. Как не были похожи два художника, так разительно отличался и стиль их работ.
Брейгель познакомил своего юного друга с большим знатоком и ценителем искусства, кардиналом Федерико Борромео, с помощью которого Снейдерс отправился продолжать обучение в Италии. Пребывание в этой стране-кладезе живописи, несомненно, пошло молодому художнику на пользу. Он переосмысляет своё творчество и делает новый шаг к собственному уникальному стилю.
По возвращении из Италии Снейдерс всё больше воспринимает манеру отца фламандской живописи, Питера Пауля Рубенса. И со всей страстной тягой молодого, горящего сердца примыкает к его мастерской. В рубенсовском стиле художник нашёл близкое ему видение мира, похожесть взглядов на жизнь. Живопись мэтра оказалась настолько созвучна душе Снейдерса, что все её основные принципы он отразил в своих натюрмортах.
Оба художника совместно работают над многими картинами. Зачастую, даже невозможно было понять, что было выполнено одним, а что другим. Настолько живописцы чувствовали друг друга и видели общую задачу! Одна из совместных работ художников – “Статуя Цереры”, картина, наиболее полно олицетворяющая изобилие, довольство, мир. Мастера словно показывают, что жизнь везде, даже в статуе.
Серия натюрмортов “Лавки” - одна из немногих, полностью сохранившихся серий работ Франса Снейдерса наиболее полно выражает принципы живописной манеры художника. В неё входят четыре картины, продолжающие одна другую и будто являющие собой единое целое: лавки дичи, овощей, фруктов, рыбы. В этих натюрмортах всё изобилие природы, её щедрость к человеку. Эти работы хранятся в Эрмитаже.
Снейдерс был прижизненно признан. Ему поступало большое количество заказов. Он работал в жанре натюрморта и в анималистическом жанре. В своих картинах художник воплотил все основные принципы живописи Рубенса. До Снейдерса натюрморт был скорее статичным жанром. У него же появляется динамизм. Картины полны жизнерадостности, энергии, красок. Франс Снейдерс стал основоположником нового направления фламандской живописи, нового фламандского натюрморта, аналогов которому нет во всём мире.
Наталья Орехова