Мастер портретного жанра Антонис Ван-Дейк
Пауль Рубенс открыл новую страницу в истории не только фламандского, но и западноевропейского искусства в целом. Продолжателей дела этого маэстро живописи оказалось не мало. Среди них есть и известный фламандский художник Антонис Ван-Дейк.
Этот фламандский живописец, пробовал себя в разных жанрах, но больше всего он известен своими портретами. К слову, наиболее полное собрание работ художника находится в Эрмитаже.
Антонис Ван-Дейк прожил очень не долгую жизнь. Словно предчувствуя, что времени мало, он старался всё успеть и подарить миру то, что должен был подарить. Он был сыном состоятельных родителей, выходцем из бюргерского рода. На свет появился седьмым ребёнком. Помимо него в семье было ещё 11 детей.
Тонкому умению видеть красоту мира, Антониса научила мать, которая умерла, когда будущему художнику едва минуло 8 лет. Она была искусной вышивальщицей и настоящей рукодельницей, а кроме того, имела превосходный вкус.
В возрасте 10 лет Антонис попал в мастерскую ван Балена. На то время пришёлся самый расцвет славы великого Рубенса. Делая первые шаги на своём творческом пути, Ван-Дейк восторженно подражал мэтру фламандской живописи. А с 1617 года поступил к нему к прославленному художнику в обучение. Здесь Ван-Дейк, совместно со своим учителем, выполнил множество серьёзных заказов.
Нужно сказать, Рубенс сразу заметил талантливого юношу. Поначалу художественная манера Ва-Дейка до боли напоминала манеру Рубенса, но уже через какое-то время она приобрела самостоятельность и индивидуальность. Портреты Ван-Дейка эмоциональны, живы и выразительны. Художник обладал тонким умением увидеть людей и передать их глубину, характер, внутренний мир на полотне.
“Семейный портрет” – одна из первых лучших работ живописца. Ныне он хранится в Эрмитаже. Люди с портрета будто говорят с тобой. Вы удивительным образом общаетесь сквозь время. А посредник вашей встречи – художник и холст…
С 1621 года Ван-Дейк совершенствует своё мастерство, живя несколько лет в Италии. Здесь он приобретет настоящее призвание и знакомится с шедеврами Рафаэля, Веронезе, Тициана. Тут же, во Флоренции хранится и портрет кардинала Бентивольо – одна из прекраснейших итальянских работ художника. Эта страна как могла, обогатила заморского живописца и выпустила известным мастером кисти.
На своём автопортрете, который сейчас можно увидеть в Эрмитаже, Ван-Дейк предстаёт как раз в этот период жизни. Он силён, уверен и напитан солнечными лучами Италии и славы. Художник, можно сказать, догоняет великого Рубенса и становится с ним в одном ряду, представляя антверпенскую школу живописи.
Нельзя сказать, что кто-то из них выше или талантливее, кто-то учитель, а кто-то ученик. Оба выдающихся мастера в равной степени многому научили друг друга, поделившись не только своей живописной манерой, но и своим видением жизни, восприятием реальности. Оба стали первыми родоначальниками и представителями нового искусства – фламандской живописи.
К середине 17 века имя Ван-Дейка известно по всей Европе. Он получает заказы от самых знатных людей своего времени: от королей, герцогов. А в 1632 году принимает приглашение стать главным придворным живописцем английского короля. Основная заслуга художника в том, что он создал новый стиль аристократического портрета и положил начало становлению английской живописной школы 17-18 веков.
Люди, которых изобразил Ван-Дейк, не умерли, они живы до сих пор. Все они – на его полотнах. Когда смотришь на них, кажется, что ваша встреча произошла не через века, а лично. Это разговор в столетиях, разговор и встреча вопреки времени и пространству.
Наталья Орехова