лого

Бельгия

Географический домен .be Телефонный код +32 Валюта евро

вход на сайт

Главная / Бельгийцы / Эмиль Клаус – родоначальник люминизма
 

Эмиль Клаус – родоначальник люминизма

Люминизм - одно из ярких направлений постимпрессионистской живописи, покорил многих бельгийских, голландских и французских художников. Отталкиваясь от основных принципов импрессионизма, люминизм взял за основу важную его характеристику – игру света и тени.


Родоначальник этого направления искусства – бельгиец Эмиль Клаус – художник, внесший неоценимый вклад в искусство Бельгии, во многом, определивший его современное развитие.


Эмиль Клаус был двенадцатым  ребенком простого лавочника. В 11 лет юного Клауса исключили из школы, и он нанялся в ученики кондитеру. Там будущий художник выучил французский. В 16 лет Эмиль, питающий страсть к рисованию, начал ходить в художественную школу, находившуюся в соседнем городе, куда отправлялся пешком каждое воскресенье. Несмотря на отличные успехи в рисовании, отец художника был против живописной карьеры сына. Настойчивый Эмиль Клаус попросил о помощи знакомого семьи – музыканта и композитора Питера Бенуа, которому удалось переубедить отца Эмиля в необходимости дальнейшей учебы на живописца.


В 1869 году Эмиль Клаус поступает в Академию художеств Антверпена на условии самостоятельной оплаты обучения. Здесь он знакомится с основами портретной, пейзажной и исторической живописи, пишет свои первые работы, которые уже через год после окончания академии выставляются в Генте и Брюсселе.  В этот период Клаус пишет в основном реалистические портреты и жанры, использует темные тона, часто обращается к социальной тематике.


После продолжительного путешествия по южным странам (Испания, Марокко, Алжир), художник впервые выставляется в Париже (картина «Бой петухов во Фландрии», 1882). С тех пор Эмиль Клаус часто навещает Францию, заводит там друзей среди художников-реалистов.


К 1883 году художник, достигнув достаточного признания на родине и неплохого состояния, приобретает имение и берет в жены обворожительную Шарлотту Дюфо из Дейнзе  (Портрет жены, 1886, 1900). 


Живя спокойной сельской жизнью и работая преимущественно над пейзажами, Клаус не прекращает переписку с французскими художниками, скульпторами и писателями, через которых открывает для себя импрессионизм. Это направление оказывается настолько созвучным художнику, что он полностью меняет свою живописную манеру – отдает предпочтение светлым и теплым краскам, обращает большее внимание на светотень взамен реалистичности исполнения.


К переходному этапу относятся работы «Урожай свеклы» и «Зимородки», которые можно увидеть сегодня в экспозиции музея искусств города Генте.


Эмиль Клаус непрерывно работает над совершенствованием живописных приемов, ищет новые формы, проводит эксперименты со светом.  Все это постепенно приводит к формированию нового течения постимпрессионизма – люминизма, который впоследствии развивается Эмилем Клаусом в художественной группе Union Artistique.


Учениками Эмиля Клауса становятся многие бельгийские художники. В 1904 году он организует сообщество Vie et Lumièrе («Жизнь и свет»), призванное продвигать работы, выполненные в стиле люминизма.


В 1914 году, незадолго до захвата родного городка художника немецкими войсками, Эмиль Клаус уезжает в Лондон.  В эмиграции живописец работает над многочисленными видами Темзы, которые пользуются успехом.


Сразу же после войны Клаус переезжает обратно, в родную виллу. Говорят, последним словами художника перед смертью в 1924 году были «Цветы, цветы, цветы» - днем ранее он писал пастелью букет, который прислала художнику королева Бельгии Елизавета.

 

Софья Дурынина

 

Эмиль Клаус. Бой петухов во Фландрии (1882).
Эмиль Клаус. Октябрьское утро на Лисе, 1901 г.
Эмиль Клаус. Солнечное золото (1905).
Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutBelgium.ru